?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
End of an Era
mishadigm


Более или менее хорошо знающие меня люди прекрасно осведомлены о моем отношении к корпорации Apple. Вкратце можно сказать так: я неровно дышу в сторону девайсов, на корпусе которых присутствует надкушенное яблоко. Разумеется, на то есть свои субъективные причины, и многие могут упрекнуть меня в излишнем фанатизме - их право. В том, чтобы оправдываться за свое чувство прекрасного не вижу никакого смысла, умные люди поймут, что именно стоит за таким отношением к продукции компании Apple.

Все вышесказанное разумеется, нашло свое отражение в моей реакции на уход с поста генерального директора яблочной компании человека-легенды не только IT-индустрии, но и бизнеса в целом - Стива Джобса. Не секрет, что львиная доля успеха компании связана именно с его именем. Я не буду вдаваться в подробности - кому интересно, те и так уже все знают, а кому не интересно, тот так и будет плеваться желчью. Я это все к чему: уход Стива Джобса я воспринял болезненно. Ну то есть я не рыдал под одеялом и не впадал в депрессию. Просто вдруг появилось ощущение, которое условно я называю "конец прекрасной эпохи".

Первая мысль, которая пришла в голову - "все, конец, не будет больше того яблока, которое задавало моду не просто на дизайн устройств, но вообще на развитие всей индустрии компьютеров". И это, согласитесь, вовсе не пустая мысль. направление развития компании (и всей компьютерной индустрии в целом) задавал именно Джобс. Именно он в свое время заново изобрел сначала mp3-плеер в виде iPod, потом показал миру, как должен выглядеть смартфон на примере iPhone, потом изобрел планшетный компьютер современного вида, назвав его iPad, следом показал, какого размера должны быть ноутбуки, презентовав миру MacBook Air. И дело не в том, что есть вот яблофаги безмозглые, и они все покупают, потому что дураки и фанаты. Дело в том, что Samsung и HTC создали свои тач-смартфоны именно с учетом того, что было использовано в iPhone. Чуть позже Samsung сделал свой планшет, который засудили в Европе за вопиющую схожесть с iPad и запретили продавать. Asus сделала ноутбук той же толщины, что и MacBook Air. Ну и так далее, собственно. Вплоть до AppStore.




Очень важно понимать, что я ничего против этих устройств не имею. То есть, я полностью отдаю себе отчет в том, что Samsung Galaxy S II и HTC Desire - это отличные устройства, а система покупок в Android Market гораздо удобнее, чем в iTunes и AppStore. И тем не менее - все это лишь ответ рынка на то, что создала Apple. Да что там, сами PC и Windows есть лишь украденные Биллом Гейтсом у Джобса наработки для Macintosh (надеюсь, ни для кого Америку не открыл). Я говорю именно об этом и ни в коем случае не пытаюсь каким бы то ни было способом унизить другие бренды иди, не дай Бог, пользователей смартфонов на базе Android.

Так вот. За всеми этими успехами всегда стоял один человек - Стив Джобс. То есть, понимаете, Стив Возняк, его друг, партнер и со-основатель компании, безусловно выдающийся и крайне талантливый инженер. Без него вряд ли появился бы первый Mac. И вся команда инженеров Apple сегодня - крайне талантливые инженеры, программисты и дизайнеры. И тем не менее, только скоординировавшись под началом Джобса они смогли направить свой талант в правильное русло. И это очевидно, ведь вспомните тот период, когда Джобса отстранили он руководства компанией в 1985 году. Компания неуклонно катилась вниз, и к 1997 находилась на грани банкротства. В этом же году Стив вернулся на пост генерального директора, через год представил рынку iMac и еще через два - iPod (дизайн их он поручил не кому-нибудь, а Джонатану Айву - тому самому, главному дизайнеру Apple, может быть знаком более широкой аудитории тем, что именно он создал Еву - подругу ВАЛЛ*И). Все, с тех пор компании шла на пути к ошеломительному успеху ровно до 2007 года. Именно тогда состоялась легендарная презентация, в ходе которой Стив представил iPhone. Ее растащили на цитаты, фрагменты использовали для создания видеожаб и приколов-пародий и вообще она стала иллюстрацией сумасшедшего фанатизма вокруг IT-компании (ЩИТО??!).




Я помню эту презентацию, смотрел ее в переводе целиком раз пять точно, и потом в оригинале еще раза два. Это совершенно непередаваемое чувство, когда ты понимаешь, что стал свидетелем того, как будущее превратилось в настоящее. Вот Стив впервые показывает, как разблокировать экран iPhone - и толпа в зале взрывается бурной, оглушительной, продолжающейся ну минуту-то точно овацией. Люди вставали с мест, остервенело хлопали в ладоши, свистели, кричали, смеялись, фотографировали, а Стив стоял и улыбался. Когда все более-менее утихли, он сказал: "Круто, да? Давайте я еще раз покажу". И снова разблокировал экран iPhone. Все повторилось. Люди как с ума посходили. При чем очень важно отметить - это были редакторы очень серьезных IT-изданий, профессиональные журналисты и прочие действительно серьезные люди. На сцене стоял Стив Джобс.




Понимаете, почему я назвал пост End of an Era? Мне, как и любому человеку, имеющему представление о том, кто такой компания Apple, понятно, что сейчас перед новым CEO Apple, Тимом Куком, стала практически невыполнимая задача - доказать, что Apple - это не только Стив Джобс. А сделать это стандартными способами практически нереально. Тим Кук обязан представить рынку что-то совершенно новое, нечто такое, чем в свое время стал iPhone. И вот тут возникает еще одна причина, вызывающая серьезное волнение. Аналитики шепчутся о том, что в такой ситуации Кук сделает ставку на телевизионную приставку Apple TV и попробует изменить телевидение так, как в свое время iPhone изменил рынок смартфонов. Это не просто очень рискованно, но, скорее, даже _неоправданно_ рискованно. Выхода-то у Кука нету, новым iPhone и iPad ему не обойтись. Но почему бы не остаться в той нише, где Apple безоговорочный лидер? Зачем пытаться протолкнуть на рынок то, что даже Джобсу не удалось? Вот что вызывает у меня больше всего подозрений. Рынок-то не прощает ошибок. Если Кук просчитается с Apple TV, компания не только потеряет в цене, но, что гораздо важнее, потеряет доверие, и, если хотите, эту алюминиево-сенсорную ауру непобедимого лидера IT-рынка. А вот это уже очень и очень плохо. И Стив не сможет помочь, как он сделал это в 1997 году.




Я искренне не хочу быть пессимистом и хочу верить в лучшее. Но мне, как и любому неравнодушному в этой ситуации человеку, нужно что-то большее. Да, сейчас делать выводы рано, еще не было ежегодной презентации Apple, не было анонсировано новых продуктов. Но пока как-то грустно. Хотя, возможно, это просто инфантильность.